andyburg54 (andyburg54) wrote,
andyburg54
andyburg54

Пока не удалось, но пока....

Оригинал взят у novayagazeta в «Иначе мы лишим вас гражданства»
Поправки Яровой, Озерова и ФСБ: забыть не удастся.


Фото: РИА Новости

Госдума в пятницу во втором и третьем чтении может принять подготовленный думским Комитетом по безопасности так называемый антитеррористический пакет поправок к Уголовному кодексу, вызвавший серьезный резонанс и недоумение — ведь в целях «борьбы с терроризмом» могут быть существенно ограничены права граждан.

В последний момент, 23 июня, «антитеррористический пакет» экстренно переделывали видимо из-за непрекращающегося потока критики журналистов, юристов и правозащитников. В итоге комитет по безопасности Госдумы согласился исключить из поправок два положения о лишении гражданства, которые ранее были одобрены, и норму о «невыездных».

Авторами проектов выступили бывшая «яблочница», а ныне активистка «Единой России» и глава думского Комитета по безопасности Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Оба не скрывали: готовили поправки совместно с силовиками.

Инициатива еще активнее бороться с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях (включая перепосты картинок и фото в соцсетях) у российских законодателей родилась после теракта на борту самолета А321 в Египте в октябре прошлого года и серии террористических атак в Париже в ноябре. О необходимости ужесточения антитеррористического законодательства официально было объявлено 20 ноября на совместном собрании депутатов и сенаторов.

К концу апреля 2016 года поправки были готовы, а 13 мая уже приняты в первом чтении в Госдуме. Предполагалось ужесточение наказания по ряду террористических и экстремистских статей, снижение минимального возраста несения ответственности за террористические преступления до 14 лет, появление в УК статьи «Акт международного терроризма» (от 15 до 20 лет либо пожизненное заключение). Большая часть изменений касалась вопросов лишения гражданства и права на въезд и выезд из страны. Однако предложения вызвали ряд нареканий у профильных думских комитетов. Поправки отправили на доработку. Итог: ко второму чтению в Госдуме 20 июня проект претерпел существенные изменения, объем разросся с 8 до 37 страниц (стал затрагивать больше десятка законов), увеличилось и количество запретов, в том числе появилась норма про лишение гражданства, которую через два дня убрали.

Основные запреты и новые полномочия спецслужб:

1. Лишение гражданства (поправки сняты). Первоначальная версия законопроекта расширяла перечень оснований, по которым можно было лишать гражданства: терроризм, захват заложников, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж, диверсия, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, сепаратизм. Но при этом в законопроекте была оговорка: российский паспорт нельзя отобрать, если у человека нет другого гражданства или гарантий на его приобретение. Но не уточнялось, что именно подразумевается под гарантией. Еще во второй редакции законопроекта прописывалось: «Гражданство Российской Федерации прекращается вследствие выхода из гражданства Российской Федерации на основании… добровольного волеизъявления лица, выраженного в форме совершения действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом». То есть преступивших перечисленные выше статьи граждан предлагалось автоматически считать добровольно отказавшимися от гражданства. В перечень «добровольцев» могли войти и осужденные по «экстремистским» статьям (возбуждение ненависти либо вражды, организация экстремистского сообщества и содействие экстремистской деятельности»), и те, кто, имея двойное гражданство, устраивается на работу в правоохранительные или судебные органы иностранного государства, и те, кто работает «без согласия полномочных органов» в «международных организациях, в деятельности которых Россия не участвует».  А таких организаций немало.

Не только у общественности, но даже у правового управления Госдумы возникли замечания к этому положению, которое, как гласит заключение управления, «не соответствуют принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ», согласно которым гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.

В итоге из законопроекта убрали пункт о лишении гражданства вовсе. И пообещали в пятницу добавить новые поправки.

2. ФСБ и СВР получат доступ к информационным системам и базам данных. Яровая предлагает разрешить сотрудникам ФСБ и СВР «получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов» доступ к информационным системам и базам данных, в том числе удаленный (фамилии сотрудников, их персональные данные и т.д.). А в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» внесены поправки, согласно которым к розыскным мероприятиям теперь причисляется «получение» правоохранительными органами «компьютерной информации» (электронная почта, смс-сообщения).

3. Изменения в системе хранения переписки пользователей и расшифровки этой переписки по требованию госорганов. Поправки, касающиеся интернет-компаний, вносятся в закон об информации и Кодекс об административных правонарушениях. В первоначальном проекте поправок авторы требовали хранения данных пользователей только от операторов связи. Теперь хотят распространить законопроект и на «организаторов распространения информации в сети интернет», то есть практически на все интернет-сервисы. От интернет-компаний требуется хранить все данные пользователей в течение шести месяцев (ранее требовалось 3 года) — причем как переписку пользователей, так и файлы, которыми те обмениваются.

Помимо этого, Яровая настаивает на том, чтобы компании предоставляли правоохранительным органам не только переписку пользователей, но и ключи шифрования к ней, если переписка или пересылаемые файлы зашифрованы. Те, кто откажется предоставить «информацию для декодирования принимаемых, передаваемых и обрабатываемых сообщений», или те, кто будет использовать несертифицированные средства шифрования, подвергнутся штрафу. Штраф составит от 3000 рублей для частных лиц до 1 миллиона рублей для юридических лиц.

Инициатива касается всех интернет-компаний, работающих в России. Хотя многие сервисы — Facebook, WhatsApp, Telegram — не имеют своих представительств России.

4. Можно судить с 14 лет. Закон расширил список статей, по которым можно судить подростков, достигших 14-летнего возраста: это международный терроризм; участие в террористических сообществах, террористических организациях, незаконных вооруженных формированиях; прохождение обучения терроризму; участие в массовых беспорядках; посягательство на жизнь государственного и общественного деятеля, нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, угон самолета, поезда или водного транспорта. Но самое главное – поправками вводится ответственность для 14-летних за несообщение о преступлении, деяние, которое не связано с насилием и угрозой общественному порядку.

5. Отдельный блок поправок затрудняет ведение миссионерской деятельности в России. Под ней Яровая понимает «распространение веры» вне культовых зданий, а также через СМИ и интернет. К пропаганде убеждений относятся публичное совершение богослужений, распространение литературы, сбор пожертвований. В жилых помещениях проповедовать отныне запрещается – законодатель приравнивает такую деятельность к экстремистской. Нельзя «направлять» миссионерскую деятельность «на нарушение общественной безопасности» и осуществление экстремизма, а также побуждать граждан к отказу от образования и «неисполнению своих гражданских обязанностей». Иностранцы-миссионеры более не смогут претендовать на получение долгосрочной российской визы на срок от одного года до 5 лет. Религиозные организации отныне будут должны приглашать миссионеров по договору.

6. Ограничения на выезд за границу (сняты). В первоначальной версии законопроекта такие ограничения сроком на 5 лет прописывались в отношении тех, кто имеет непогашенную судимость за террористические и экстремистские преступления, к примеру, за посягательство на жизнь государственного деятеля, захват власти и мятеж. В число невыездных попадали и нарушители всех статей «экстремистской направленности», в том числе те, кого судят за посты в соцсетях, якобы «призывающие к экстремистской деятельности». Однако в последний день перед третьем чтением и эти положения подчистили, убрав их  из «пакета Яровой».

7. Увеличены сроки наказания. Если в первом чтении версии проекта за создание вооруженного формирования грозило от 8 до 15 лет, то теперь срок увеличен до 10 — 20 лет. А за «склонение, вербовку и иное вовлечение» в совершение массовых беспорядков может грозить от 5 до 10 лет.

Что интересно  во втором чтении — 20 июня — комитет Яровой рассматривал поправки без особой дискуссии. Глав профильных думских комитетов не стали подключать к работе над поправками, за которые они отвечают. Никто из глав, по их признаниям, не имел возможности ознакомиться с поправками и с ними при их подготовке никто не консультировался. К третьему чтению консультации начались.

Вера Челищева
глава отдела судебной информации

Комментарии

Владимир Плигин, председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству:

— В целом ряде случаев в мире формируется практика по лишению гражданства. В частности, в европейских странах сегодня обсуждается вопрос о прекращении гражданства тех лиц, кто приобрел его не для установления связи с государством, а чтобы решать какие-то иные вопросы.

Андрей Клишас, глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству:

— Мы видим после терактов в Париже и событий в Соединенных Штатах, как законодатель в европейских странах пытается найти разумный баланс между правами и свободами граждан, с одной стороны, и гарантиями их безопасности — с другой. Это касается информации, интернета, пресловутой истории с телефонными переговорами, возможности выезда за границу. Французский парламент, например, отверг идею о возможном лишении гражданства, но обсуждал ее, а теперь эти вопросы и для России стали актуальными. К каждому положению, которое ограничивает права и свободы, нужно подходить спокойно и взвешенно. Если государство видит, что существующие уголовно-правовые нормы кажутся обществу недостаточными, а определенным его слоям слишком мягкими — настолько, что их можно спокойно нарушать, — то все это ведет к ухудшению криминогенной обстановки. Ужесточение норм Уголовного кодекса — один из инструментов снижения такой напряженности.

Елена Лукьянова, юрист, профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ:

— Подобные законопроекты нужно обсуждать минимум год или полтора нормальным, экспертным сообществом, потому что в них содержится ограничение прав. Вообще любой закон, ведущий к ограничению прав, должен долго и широко обсуждаться не только в Госдуме, а всем обществом. В США два или три года всем миром спорили о том, можно ли сжигать американский флаг.

Генри Резник, адвокат:

— Полагаю, мы наблюдаем развитие репрессивного тренда, когда сначала сеют «яровые», а потом собирают озимые. В этот раз в законопроекте есть чудесная формулировка «за создание условий к совершению преступлений», которая является надругательством над правом и его формальной определенностью. Антиэкстремистское законодательство существует во всех европейских странах, но применяется очень редко, поскольку его толкуют ограничительно: под «разжиганием розни» должны пониматься непосредственные призывы к насилию или ограничению прав, а не просто негативные высказывания.

Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «Сова»:

— Пакет поправок «Яровой–Озерова» является комплексным — туда включили многое, не имеющее абсолютно ничего общего с борьбой против экстремизма и терроризма. Например, возможность запрашивать переписку граждан касается любых событий и любого уголовного дела. Что касается противодействия событиям, которые могут быть отнесены к экстремизму или терроризму, то поправки содержат только одно позитивное начинание, а именно включение в список отягчающих обстоятельств тот факт, что преступление было совершено в военное время или в ситуации военного конфликта, — и этим положением список хорошего исчерпывается. Все остальные поправки являются всего лишь имитацией противодействия экстремизму.

Большая часть поправок касается усиления ответственности — это притом что по всем «экстремистским» статьям в принципе не бывает максимальных наказаний, их даже и не требуют обвинители. Усиление ответственности совершенно не было нужно — это чистая показуха для публики. Зато поправки представляют удобство для полиции, потому что ряд преступлений — например, ст. 282 («возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») — автоматически переходят в разряд более тяжелых категорий.

Судя по всему, поправки связаны с тем, чтобы подавить оппозицию, но уже и так все хорошо подавляется, и принимать что-то еще не было смысла. Поправки скорее приурочены к выборам, перед которыми, как правило, принимаются различные грозные антиэкстремистские законы, которые любят граждане. Это прекрасное предвыборное мероприятие, поэтому так и торопятся, чтобы успеть к концу сессии.

Подготовили Юлия Счастливцева, Александра Таранова


Tags: Россия, война, кошмар
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments