— И правильно я понимаю, что лидеров партии это насторожило?
— По-моему, их главным образом насторожили те высочайшие ожидания, которые возникли в обществе, когда стало известно о моем выдвижении. То есть люди, которые никогда не голосовали за «Яблоко», начали говорить удивительные для партии вещи: если вы изберете такого-то человека, мы будем за вас голосовать, и еще родных и знакомых приведем. Но вместо того, чтобы обрадоваться, это было на психологическом уровне воспринято как прямое или косвенное давление на партию с тем, чтобы она стала другой, не-«Яблоком». Хотя миссия «Яблока» заключается в том, чтобы не только де-юре, как написано в уставе партии, но и де-факто стать массовой демократической партией в России, к чему я и призывал открыто на всех последних съездах партии.
При создании такой предвыборной коалиции, которую я планировал, партия могла бы и стать массовой, и остаться демократической. Было важно, чтобы люди поняли, что эта партия точно пройдет в парламент, что выкинуть ее с выборов даже в нынешней России невозможно и, более того, опасно для властей, что это приведет к делегитимизации всей избирательной кампании и сделает сам парламент нелегитимным. И так же, как все общество следило за нашим съездом, а это, кстати, означает, что на фоне всех политических разочарований общество живо и в нем есть интерес к открытой политической борьбе, к отрытым демократическим выборам, точно так же общество должно было следить и за формированием нашей коалиции по выборам в Госдуму, обсуждением нашей предвыборной программы. Вовлечение общества в политическую работу, в политический процесс — это условие нашей победы.
— Кого бы, кстати, вы в эту широкую демократическую коалицию позвали и с кем, если не секрет, уже начали переговоры?
— С кем я вел переговоры, сказать не могу, потому что, как уже объяснил, не разглашаю приватные беседы. Но речь шла о нескольких политиках, которые были готовы выдвигаться и еще пока готовы выдвигаться от партии «Яблоко» в Государственную Думу. Все эти люди со мной связались после того, что произошло на съезде, мы спокойно пообщались.
Они надеются, что ситуация остается рабочей и шанс на предвыборную коалицию не утрачен.
— А вы надеетесь, что эта идея широкой демократической коалиции на базе «Яблока» может еще реализоваться, и новое руководство «Яблока» будет этим заниматься?
— Я все-таки член федерального политкомитета партии. Это орган, который несет ответственность и за избирательный процесс. На февраль предварительно назначен второй этап съезда партии, мы там должны определиться с принципами нашей избирательной кампании. То есть партия не утратила возможность создать такую коалицию.
Полностью разговор здесь