andyburg54 (andyburg54) wrote,
andyburg54
andyburg54

Тарту. Часть 2: университет

Тарту - один из самых моих любимых городов
Оригинал взят у varandej в Тарту. Часть 2: университет


Маленький город с большим университетом - явление не редкое в Европе и Америке, но совершенно непривычное на постсоветском пространстве. Тарту, уездный Дерпт - едва ли не единственный такой пример, и хотя маленький он лишь по нашим меркам, а в Эстонии аж "вторая столица", своим университетом он буквально пронизан. Во владениях университета - и показанная в прошлой части Домская горка, где когда-то стоял Дерптский замок.

Как с гордостью заявляется в историческом музее, обитающем в развалинах Домского собора, эстонцы - один из самых маленьких народов мира, имеющих высшее образованиее на родном языке. Спорить с этим трудно - конечно, есть свои университеты в странах типа Исландии или Мальты, но Эстония от них по населению не так уж далеко. Однако стоит понимать, что история университета не была непрерывной, трижды он создавался с нуля, и три его ипостаси имели даже разные названия - "Академия Густавиана" (1635-1710), Дерптский (с 1893 года - Юрьевский) университет (1802-1919) и собственно Тартусский университет. Все они имели отчётливую национальную окраску - первые два принадлежали остзейским немцам, третий - эстонцам.

1а.


"Академия Густавиана" - на самом деле лишь калька с латыни, да и просто эпоху короля Густава II Адольфа (1611-32), начало Шведского великодержавия, называют "густавианской". Именно при нём была покорена Ливония до самой Даугавы, в составе империи оказались сопоставимые с тогдашним Стокгольмом Рига и Ревель, и одним из последних решений "северного льва" было создание остзейского университета. Выбор пал на Дерпт - город относительно крупный (всё же бывший центр ливонского епископства и польско-литовского воеводства) и при этом от двух главных городов Прибалтики примерно равноудалённый. "Академия Густавиана" стала вторым университетом Швеции (после Уппсальского университета, основанного в 1477 году) и лишь четвёртым по счёту на территории бывшего СССР: к тому времени уже существовали Кёнигсбергский университет (1544), Острожская академия (1574, но она закрылась в 1634-м), Виленский университет (1579), из которых лишь последний сохранился до наших дней. Густавианский кампус находился на улице Яани у подножья главной в нижнем городе кирхи:

2.


Трёхэтажное здание - это и есть бывший главный корпус Густавиановой академии, и неоштукатурнный бок отмечает первоначальную стену, помнящую голоса лекторов. На каком языке эти голоса звучали - немецком или латыни - не знаю, а вот факультетов было традиционно для тогдашней Европы четыре: философский, юридический, богословский и медицинский. Первым ректором "северный лев" поставил Юхана Шютте, своего наставника, совмещавшего также должности канцлера Уппсальского университета и генерал-губернатора Ливонии, Ингрии и Карелии. Здание университета строилось не с нуля - изначально это был дом шляхтича Ореховского, одно из немногих крупных зданий, построенных в Ливонии в недолгий период господства Речи Посполитой. Шведы перестроили дворец радикально, чертежи "до" (сверху) и "после" (снизу) мне любезно предоставил  Josef Kats, и в интернете они публикуются чуть ли не впервые:

2а.


А чуть дальше, на углу Яани и Лай (Широкой, что заметно) стоит ещё одно университетской здание, более известное как "дом Петра I" (куда ж без него) - это ни что иное, как первая общага: второй ректор "Академии Густавианы" Йоахим Шелениус купил средневековый амбар, оснастил окнами и перекрытиями и стал сдавать в нём комнаты студентам, сам при этом живя в домике напротив. В 1802-40 годах, забегая вперёд, тут была химическая лаборатория уже Дерптского университета:

3.


Но в целом, дела у "Академии Густавианы" шли неважно - хотя она и дала Швеции нескольких выдающихся людей (увы, сугубо национального значения), в 1656 году её перевели в Ревель, а в 1665 и вовсе закрыли, возродив в 1690-м опять же в Дерпте как "Академию Густаво-Каролина". Но и тут всё сложилось печально: в 1699 году университет эвакуировали в Пернау (Пярну), а с вторжением русской армии в Ливонию - и вовсе в Стокгольм, где его фонды и профессура рассеялись по стране. Вялые разговоры о возрождении университета шли весь 18-й век, за это время успела возникнуть "Академия Петрина" в Митаве (Елгаве), столице тогда независимой, но вполне остзейской Курляндии. Создать что-то дельное же в русской Остзейщине не получалось из-за интриг Риги и Ревеля, которому хватало лобби не допустить появления вуза у конкурентов, но не перетянуть проект к себе. Были варианты "Академии Катариана" (от Екатерины II) и Пернау и даже создания Псковского университета, что конечно обернулось бы не русификацией немцев, а онемечивание и эстонизацией Псковщины. Подавал заявку даже неприметный Вайсенштейн (Пайде) в самом центре Эстонии, главным аргументом было обилие леса кругом, что позволит дёшево отапливать корпуса... В итоге в 1802 году волевым решением Александра I унивреистет был основан на старом месте, став третьим вузом Российской империи после Виленского и Московского (а спустя два года к ним добавились ещё Казанский, Харьковский и Петербургский). Первоначально, пока строилось главное здание, университет обитал в доме Унгерн-Штернберга на Ратушной площади - на заднем плане он справа, а перед ним (равно как и перед ратушей, которая левее кадра) один из символов Тарту - фонтан "Целующиеся студенты" (1998):

4.


Главный корпус (1803-09) теперь стоит чуть наискось от ратуши у подножья Домской горки, и в общем-то типичен для "александровских" вузов - в подобном стиле выдержаны и Казанский университет, и Харьковский.

5.


Слева от входа - дом фон Бока (1783-86), также бывший одним из университетских зданий в период строительства ГЗ. У его расписного торца напротив задворков ратуши (башенка торчит из-за крыш) мы начинали прошлую часть. Справа виден краешек нынешнего Химического корпуса, строившегося в 1930-е как здание научных институтов (причём изначально он планировался напротив ГЗ) и законченный в 1942 году, при немецкой оккупации:

6.


Зелёное здание с другой стороны - бывшая студенческая столовая, а ныне ресторан. За ним торчит башня Яановской кирхи:

7.


Само ГЗ выстроено на месте разрушенной в Северную войну кирхи Мариинской - вот схематичная зарисовка её руин в 1760-е годы:

7а.


В принципе её наследницей можно считать Университетскую кирху во дворе главного здания, точно не знаю, каких времён (рискну предположить, построена вместе с ГЗ, и слегка осовременена в конце 19 века), рядом памятник Густаву Адольфу:

8.


Вид из окна ГЗ - наука и религия, как видите, тут смотрят в разные стороны:

9.


В главное здание я беспрепятственно прошёл - внутри светло и соразмерно, без той давящей фундаментальности, которой мне запомнилось в своё время ГЗ МГУ. Но - тишь и пустота: я попал в Тарту в "мёртвый сезон", когда студенты уже все сдали и разъехались, а абитуриенты ещё не начали заезжать.

10.


Одна из аудиторий оказалась открыта, и стену её украшает мемориальная доска. По общему вкладу в науку Российской империи я бы поставил Дерптский университет в первую тройку, наряду с Московским и Казанским. Про местных медиков (в том числе Николая Пирогова) и фармакологов я уже писал в прошлой части, там же - про Вильгельма Струве с его геодезической дугой. Самый вменяемый список здешних персоналий - в англовики, и были среди них и русский лексикограф Владимир Даль, и географ и биолог Карл Бэр с его буграми в Прикаспии, и историк Евгений Тарле, и Нобеливские лауреаты немцы химик Вельгельм Освальд (выпускник) и бактериолог Роберт Кох (защищал здесь в 1879 году диссертацию). Отсюда вышел и цвет эстонской культуры - и первый национальный поэт (а по совместительству первый студент-эстонец) Кристиан-Яак Петерсен, и собриратель "Калевипоэга" Крейцвальд. При этом университет с самого начала был немецким, русский язык тут только преподавать начали впервые в 1837-м, а языком обученимя он стал лишь в 1896-м. Остзейский край был всё-таки государством в государстве, и Дерптский университет находился где-то на границе великих русской и немецкой культур.

11.


Побродив по коридорам, я увидел указатель на музей и направился туда. Музей непосредственно в университете - это два весьма любопытных объекта, оставшихся с остзейских времён: кунсткамера и карцер. Собственно, у входа в Кунсткамеру музейная касса и находится:

12.


Под стеклом впереди на кадре выше лежит аутентичная египетская мумия, а дальше.... Я оказался в зале, полном античных шедевров! Вернее, таких залов тут несколько, и большинство скульптур мне были знакомы - кто-то точно в Эрмитаже, кто-то в Лувре, кто-то в Берлине:

13.


Да и в общем-то что это грубые подделки, видно невооружённым глазом. В старину, когда путешествие было событием жизни, фотография существовала на зачаточном уровне, а то и не существовала ещё, каждый приличный вуз имел такую вот кунсткамеру, где хранились гипсовые копии мировых шедевров - наглядное пособие для студентов. Как решался вопрос с картинами и фресками - не знаю, но вот в Дерпт, как уже говорилось, таки притащили настоящую мумию. Не знаю, сохранились ли ещё где-то в бывшем СССР подобные кунсткамеры:

14.


Что же касается карцера, то он расположен на самом чердаке, куда меня отвела одна из музейных девиц:

15.


Собственно, вот информация - русским языком тут мало кто владеет, но табличку сделать не забывают. Смотрится по-моему очень забавно, особенно "за оскорбление гардеробщика" (то есть краме дамы и гардеробщика оскорблять можно всех?) и "обман купца" (а за обман препода?). К теме дуэлей же ещё вернёмся:

15а.


Главная достопримечательность карцера - вскрытые под штукатуркой и поновлённые студенческие рисунки, в общем-то каждому знакомые по поверхности истёртых парт в поточной аудитории:

16.


В принципе тут не так уж и плохо - и печка, и отхожее место, и стол со стулом. Всё же задачей карцера было не помучить человека, а заставить его посидеть да подумать над своим поведением. Когда эти порядки отменили - точно не знаю, но думаю, ещё где-то в 19 веке. Изначально карцеров на этом чердаке было несколько, оборудован пока что только один:

17.


Со временем университет стал центром целой системы вузов: в 1848 открылась Ветеринарная школа, в 1875-м повышенная до института; в 1908 начали приём сразу два частных вуза - Юрьевские частные университетские курсы и Высшие женские курсы, в народе соответственно Университет Ростовцева и Университет Ясинского, и в первый охотно брали евреев, а второй был, как следует из названия, женским - в главный вуз и тем, и другим путь был закрыт. При этом они не были "частными лавочками" - тот же Михаил Ростовцев был выдающимся хирургом и - главное - профессором, то есть фактически это были филиалы университета, позволявшие легально обойти его порядки. По крайней мере университет Ростовцева сохранился по адресу Наитусе, 20, хотя и в изрядно перестроенном виде (увы, я перепутал адрес и его не нашёл), и занят весьма уместным в контексте его истории юрфаком:

18а.


В 1918 году, с приближением немецкой армии, университет эвакуировали в Воронеж, и хотя вроде бы и преподаватели, и фонды остались те же, там он превратился в обычный провинциальный вуз. Эстонцы же возродили университет на старом месте уже в 1919-м, и с этого момента, как уже говорилось, он стал центром национального образования. Собственно, Тартусский университет сыграл огромную роль в формировании эстонской нации ещё при немцах, так что это был закономерный его итог. Его оканчивали и все президенты Эстонии, включая довоенного Константина Пятса. В нынешнем качестве университет отметился в 1960-70-е годы "Тартусской школой" семеотики (а также филологии и культурологии) Юрия Лотмана, которая со временем слилась с московской и стала одной из важнейших в мире. В нынешнем университете 3500 сотрудников, 17000 студентов, а к эстонскому добавился ещё один язык преподавания - английский. А вот в том же музее на Домской горке - шпаргалки разных эпох:

17а.


Но при этом у университета никогда не было полноценного кампуса - фактически, таковым служит сам город, и университетские постройки попадаются тут и там вокруг Домской горки. На противположной Старому городу её стороне находится район Тоометагуне, что можно перевести примерно как Засоборье. В первую очередь - параллельные улицы Вески и Катани, над началом которых нависает заметный издалека шпиль костёла Непорочного Зачатия Девы Марии (1866-1709):

18.


Изумительно уютный и тихие улицы с какой-то особой интеллигентной атмосферой - возможно, сотрудники университета составляют немалый процент их обитателей и ныне, а в принципе сохранились тут дома и Бэра (Юхана-Лииви, 8, забыл заснять), и Лотмана:

19.


Собственно, Лотман жил вот в этом доме слева, а справа - Эстонский национальный музей, созданный в 1909 году на основе коллекции Якоба Хурта - фольклорист и этнограф, выходец из низов, он был в Дерптском университете и студентом, и профессором, а для эстонского народа - одним из основателей Эстонских обществ литераторов (1869) и земледельцев (1872).

20.


Хотя конечно это не кампус, и много зданий тут с университетской историей не связаны, а просто красивы - особенно деревянные:

21.


22.


23.


24.


А вот дворы в Тарту вполне себе наши:

25.


На этих же улицах - ещё один местный феномен: корпорации. Вернее, не местный, а обще-немецкий, но от того не характерный для других университетов Российской империи и СССР: ведь немцев хлебом не корми, а дай как-нибудь самоорганизоваться, и это, на мой взгляд, очень хорошая привычка. Поэтому особенностью немецких университетов издавна были студенческие братства, или корпорации, чаще всего создававшиеся по принципу землячеств. У них были свои отличительные знаки, своё место встреч, возможно какие-то общие деньги и - поддержка на случай жизненных трудностей, преподавательского самоуправства или конфликта с другими землячествами. Найти их полного списка мне не удалось (тем более за полтора века одни появлялись, другие исчезали), но вот на Вески и Кастани есть минимум четыре корпорантских здания. У начала улицы Кастани - "Необалтия" (1879), югендовое здание (1902) ныне занято Институтом немецкой культуры:

26.


"Ливония" (№13) на улице Вески объединяла выходцев из Лифляндской губернии, и оформилась в несколько этапов аж в 1803-22 годах. То есть - самая старая, влиятельная и проверенная временем, что видно и по её строгому зданию:

27.


Ещё были "Курония" (Курляндская губерния), "Эстония" (Эстляндская губерния), "Фратернитас Регенсис" - но это всё корпорации сугубо немецкие. В 1920-м году на первый план вышли уже эстонские корпорации с другим делением - вот например "Ревелия" также на Вески (№35), возможно в здании бывшей "Эстонии" - объединяла выходцев из столицы.

28.


Хотя вообще эстонцы переняли эту традицию гораздо раньше. В конце улицы Кастани стоит дом Эстонского общества студентов (1902), зародившегося в 1870-м году, когда пятеро студентов-эстонцев стали собираться периодически читать и обсуждать "Калевипоэга" (со всеми вытекающими, учитывая что в одолевших его в конце Железных Людях сложно не разглядеть псов-рыцарей). Официально общество учреждено в 1883 году, издавало свои журналы и книги, в 1890-м попыталось оформиться в корпорацию "Fraternitas Viliensis" (зарубили, что характерно, не немцы, а русские чиновники от образования). Чуть ли не эти же студенты стояли у истоков эстонского флага, который приняли как флаг своего общества в 1884-м, и в общем сыграли немалую роль в борьбе за независимость. В 1936-м общество вышло за рамки Тартусского университета, начав принимать студентов из Таллинского политеха, в советское время официально было закрыто, но безусловно эстонские студенты сказали своё слово и в перестройку:

29.


Самая заметная ныне корпорация "Сакала" (по исторической области от Пярну до Вильянди) откололась от Общества в 1909 году. Но как я понимаю, корпораций было намного больше и далеко не все они имели свои здания.

30.


Нынешние корпорации, возродившиеся с распадом СССР, тот же Кац охарактеризовал как "кружки по интересам, сводящимся к совместному распитию алкогольных напитков и застёбыванию членов других корпораций", в общем попросту тусовки и клубы. Однако, на Певческом празднике корпоранты были весьма заметны - вот например та же "Сакала":

31.


Надо сказать, это сейчас у них шпаги для красоты, а в старину студенческие дуэли были обыденностью. Молодая кровь всё равно берёт своё, и дуэль наверное получше стрелки. Впрочем, к концу 19 века дули плавно вытеснились уроками и турнирами фехтования, и что именно запечатлено тут - судить не берусь:

31а.


Дрались, разумеется, не до смерти, и в том же музее в Домском соборе лежит кусочек шкуры вроде тех, что можно видеть на дуэлянтах с кадра выше. На нём же - список дуэлей, проведённых корпорантами "Ливонии" в 1822-24 годах. Чёрными крестами помечены не убитые, а проигравшие дуэль по ранению:

32.


Что ещё должно быть у университета? Например, общаги. Едва ли не первое в Российской империи студенческое общежитие построили в начале ХХ века на улице Валикрааве - ведь в 1896 университет перевели на русский язык обучения, и сюда потянулась за знаниями молодёжь со всех концов империи, а немцы сдавать комнаты кому попало не очень-то спешили. Здание пугающе огромно, и вроде бы сейчас общагой не является:

33.


34.


35.


Это вроде бы уже какое-то другое здание, но неподалёку и стиль похож - может, тоже связано с университетом?

36.


А вот этот "недоскрёб" на улице Ыйпетайа (во название!), в котором сразу узнаётся прототип многочисленных советских многоэтажек-башен с водонапоркой или телерадиостанцией наверху, попадающихся в почти каждом городе Эстонии, построен в 1939 году как квартиры для университетской профессуры и начальства, но при Советах отдан под обычное жильё:

37.


Ещё - библиотека. Нынешнее здание (1978-81) весьма позднесоветское:

38.


А старую библиотеку в алтарной части Домского собора я уже показывал в прошлом посте, причём даже изнутри. Сам собор чуть не стал университетской капеллой, и в этом случае мог бы выглядеть как-нибудь так - слава богу, что передумали.

38а.


Ещё у университета были свои больница, парк и обсерватория (на Домской горке, то есть в прошлой части), Ботанический сад (1803) чуть севернее центра и наверное ещё какие-то объекты, мной упущенные:

39.


40.


А в общем-то, чтобы оценить все достоинства Тарту, мне не хватает двух вещей.
Во-первых, для этого надо быть эстонцем, потому что косвенным наследием университета стали многочисленные вехи сугубо национальной культуры этого маленького, но очень сильного народа. Лифляндия в принципе была погаче Эстляндии - как материально (благодаря Риге), так и ресурсно - здешние почвы куда плодороднее, чем в каменистой Эстляндии, поэтому освобождённые ещё при Александре I крестьяне тут куда активнее богатели и выбивались в люди. А иные, став вровень с немцами, отправляли своих детей учиться. При этом своей столицей эстонцы всё равно почитали Таллин (именно Таллин, а не Ревель), но путь туда даже не для отдельных людей, а для всей нации лежал через Дерпт.
Вот скажем в Старом городе здание редакции "Postimees" ("Почтальон") - первой эстонской газеты, основанной журналистом и поэтом Йоханном Янсеном в Пярну в 1857-м, а с 1864-го начавшей издаваться здесь, с 1886-го - ежедневно. Прерывалась она в 1939-40 годах, а в 1944-90 называлась "Эдази" ("Вперёд!") и была органом эстонской КПСС, однако существует с тех пор непрерывно и остаётся эстонским СМИ №1.

41.


Затем всё тот же Янсен с дочерью Лидией Койдула, которая была едва ли не известнейшим эстонским поэтом, учредил театральное общество "Ванемуйне" (1865, название от древнеэстонского божества, явно схожее с финским Вяйнемейн). Фотографий первого деревянного театра вроде бы не сохранилось (сгорел в 1902-м году), а в 1907 было выстроено новое, необычайно прогрессивное внешне здание (это же натуральный конструктивизм!), простоявшее до войны:

42а.


Нынешнее здание 1960-х годов на Рижской улице, в одном из самых видных мест города:

42.


То же самое общество "Ванемуйне" провело в 1869 году первый Эстонский певческий праздник - здесь же, в Дерпте, как и второй спустя десять лет. Всего в Тарту прошло 4 праздника - 1869, 1879, 1881 и 1884 годов, а между вторым и третьим (то есть на самом деле четвёртым) был ещё один праздник в Ревеле. Ну а что такое Певческий праздник для эстонцев, я уже рассказывал в прошлой части: фактически, собираясь на поле для совместного пения, все эти уганди, сакала, рявала и прочиее маарахвы ("люди земли") осознали себя единым народом, сама по себе эстонская нация оформилась на дерептском Певческом поле. Где оно тут находилось, да и было ли постоянно на одном месте - точно не знаю, но ныне оно замыкает центр города с севера, за деревянным предместьем Супилинн, в паре минут ходьбы от гестхауса, где я жил.

43.


...но, возвращаясь к теме "правильного восприятия Тарту", возможности родиться эстонцем у меня не было, да и если бы была, я ей бы пренебрёг, ибо уж слишком привык ощущать себя представителем большого народа, русская культура и история мне вполне устраивают, и если уж выбирать себе другую национальность, я бы предпочёл быть англичанином (ездил бы вместо Средней Азии в Индию, а вместо Прибалтики - в Канаду), немцем (катался бы по землям Первого рейха и тевтонских колонизаций) или на худой конец евреем (тут уж весь мир на моём пути!). А вот вторая, уже действительно упущенная мной возможность оценить Тарту во всей красе - это приехать сюда в правильный сезон.

44.


Тарту - город студенческий, и говорят, большую часть года здесь стоит движуха-веселуха в стиле студенческих баек, но я попал в "мётвый сезон", когда ни то что студентов, а даже абитуриентов нет. В это время в Тарту просто невыносимо скучно, тоска и желание куда-то бежать накрыла меня уже на 3-й вечер в городе, когда я проходил выученными наизусть улицами от автовокзала к гестхаусу. Масштабы упущенного выдаёт обильный креатив, не уступающий таллинскому:

45.


Недорогое кафе с андерграундным интерьером... почти пустое, только сидела компания каких-то ни то американцев, ни то англичан - вообще, англоязычного люда по Эстонии в те дни было немерено.

46.


Похоже на сквот:

47.


На граффити у Берлинской стены:

48.


А бетонный Арочный мост (1959) через Эмайыги известен ещё и студенческой традицией ходить по его ферме - правда, точно не знаю, по какому случаю. На мосту, как видите, ещё одна выставка граффити:

49.


А ведёт он прямиком на Ратушную площадь... О Старом городе - в следующей части.

Южная Эстония
Валга и Валка.
Тарту. Тоонемяги (Домберг, Домская горка).
Тарту. Университет.
Тарту. Старый город.
Тарту. Новый город.
Трату. Предместья.
Муствеэ и Калласте. Старообрядческое Причудье.
Сетумаа. Деревни, часовни, чудская ладья.
Сетумаа. Сето-Фолк.
Выру.
Вырумаа. Дальний угол Эстонии.
Веси Южной Эстонии.
Вильянди.
Край Мульгимаа.
Лавассааре. Эстонская "кукушка".
Пярну. Старый город.
Пярну. Морская слобода.
Пярну. Река и заречье.

Описание поездки и оглавление серии.
Tags: Эстония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments